Три признака аутизма
В 1979 г. британский психиатр Лорна Уинг и ее коллега Джудит Гульд выделили три группы симптомов, которые встречаются у детей с аутизмом. Это так называемая «Триада нарушений» — затруднения, которые испытывает ребенок.
Эти симптомы легли в основу всех современных диагностических руководств.
ТРИАДА НАРУШЕНИЙ ПРИ АУТИЗМЕ
1) Нарушение социального взаимодействия.
2) Нарушение коммуникации.
3) Специфические интересы и повторяющееся поведение.
НАРУШЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Ребенок не общается со сверстниками. Предпочитает играть в одиночестве, не переносит толпу. Не дает к себе прикасаться. Не делится впечатлениями и радостью с родителями. Нет указательного жеста — рукой взрослого показывает, что ему нужно.
Не понимает, как надо вести себя в обществе, шутки и намёки. Отсутствует стеснение.
Не знает, как правильно реагировать на определенные ситуации. Например, когда плачет мама, ребенок с аутизмом может рассмеяться.
НАРУШЕНИЕ КОММУНИКАЦИИ
Речь отсутствует, или она своеобразна. Повторяет услышанные слова, части слова, рекламные слоганы. Ребенку трудно воспринимать чужую речь.
Может говорить хорошо и бегло, но не слушает собеседника. Не поддерживает беседу, не отвечает на вопросы. Неуместно использует слова и фразы.
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ И ПОВТОРЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ (СТЕРЕОТИПИИ)
Например, ребенок с РАС часто машет руками или прыгает. Крутит пальцами перед глазами. Рвет бумагу. Пересыпает крупы, песок. Подолгу кидает камни в воду. Ходит кругами или из угла в угол.
Выбирает одну и ту же еду, одежду, маршрут на прогулке. Повторяет сюжет в рисунках, в игре. На протяжении нескольких часов строит башню, крутит колесо от машинки, собирает один и тот же пазл. Его трудно отвлечь, переключить внимание. Попытки приводят к истерикам.
Ребенок зацикливается на специальных интересах — например, насекомые, военная техника, компьютеры.
В той или иной степени симптомы «триады» есть у всех детей с РАС. Одно нарушение может быть выражено сильнее, а другое — почти незаметно.