Сенсорные игры
Детям с РАС нравятся разные, иногда совсем не подходящие для игры предметы. Их привлекают свойства игрушек и вещей: запах, яркие цвета, звуки. Играют необычно: вертят в руках, облизывают, жуют, грызут, нюхают, подбрасывают игрушки. Могут есть несъедобные предметы: траву, землю, пластилин.
Так происходит потому, что у большинства детей с аутизмом – нарушение обработки сенсорной информации (от лат. Sensus – чувство, ощущение, восприятие). Это состояние, когда ребенок слишком остро воспринимает то, что он видит, слышит, чувствует. А бывает, наоборот, сниженная чувствительность.
Различные свойства предметов можно использовать для игр, с помощью которых ребенок будет развиваться.
Сенсорные игры - игры, которые дают ребенку новые чувственные ощущения. Они могут быть разными:
1. зрительные (видеть яркие цвета, наблюдать как они смешиваются);
2. слуховые (играть на музыкальных инструментах, различать их звучание, слушать звуки природы);
3. тактильные (ощупывать разные текстуры, различать температуру предметов);
4. двигательные (прыгать, бегать, танцевать, ползать);
5. обонятельные (вдыхать и различать запахи окружающего мира);
6. вкусовые (пробовать вкус разные продукты).
Сенсорные игры помогают ребенку:
• установить контакт с окружающими;
• избавиться от напряжения;
• улучшить моторику;
• осознать себя в пространстве и окружающем мире;
• развить память, внимание, мышление, воображение;
• улучшить восприятие свойств и качеств предметов, цвета, формы, размера.
7 СЕНСОРНЫХ ИГР, КОТОРЫЕ ДОСТУПНЫ КАЖДОМУ:
1) ИГРА «СЕНСОРНАЯ КОРОБКА».
Приготовьте коробку или любую удобную емкость. Заполните ее разными материалами. Например: песок, горох, фасоль, гречка, макароны, камешки, ракушки, пуговицы и т.д.
Пусть ребенок погружает руки в коробку и исследует содержимое: закапывает, пересыпает, сортирует, раскладывает по тарелочкам пинцетом или ложкой.
2) ИГРА «СМЕШАЙ КРАСКИ».
Наполните прозрачные стаканы водой. Возьмите кисточкой краску и разведите в одном из стаканов. Наблюдайте вместе с ребенком, как постепенно растворяется в воде облако краски. Растворите в стакане с водой поочередно несколько красок. Покажите ребенку, что из красного и синего получится фиолетовый, из желтого и красного – оранжевый.
3) ИГРА «РИСУЕМ ДЫМОМ»
Держа потушенную свечу, рисуйте в воздухе дымом разные фигуры. Покажите ребенку как рассеивается дым. Обратите его внимание на запах: «Чувствуешь как пахнет дым?»
4) ИГРА «СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК»
Поймайте с помощью зеркальца и солнца лучи. Покажите ребенку, как «солнечный зайчик» скачет по комнате. Предложите поймать убегающего зайчика». Если игра понравилась ребенку, поменяйтесь ролями. Ловите пятнышко света эмоционально, комментируйте свои действия: «Ах, какой шустрый зайка! Я тебя поймаю-поймаю!»
5) ИГРА «ТАЮЩАЯ ЛЬДИНКА»
Заранее приготовьте лед. Положите лед в ладошку ребенка. Поясните: «Лед тает в твоих руках и снова превращается в воду».
Можно сделать разноцветный лед, добавив в воду краски. Заодно изучите и повторите цвета.
6) ИГРА «ГДЕ ТАКАЯ ЖЕ КОРОБОЧКА?»
В небольшие коробочки насыпьте разные материалы - камешки, бусины, крупы и др. Должно быть по две коробочки с одинаковым содержимым. Трясите ими, привлекая внимание ребенка. Пусть найдет коробочку, которая звучит так же.
7) ИГРА «ЗМЕЙКА»
Возьмите веревочку или ленту. Отходите от ребенка, делая движения рукой. Предложите догнать «змейку»: «Догоняй скорее, сейчас уползет!» Ребенок должен ловить руками или наступать на «змейку» ногой.
Предлагайте новое постепенно и понемногу, чтобы новые яркие впечатления не вызвали тревогу или страх.