Коррекция поведенческих нарушений, обучение, абилитация и развитие детей и подростков с ОВЗ
г. Новосибирск, Римского-Корсакова 1-ый переулок, 3/ 1
novosibirsk.centr@gmail.com
Пн-Пт с 9:00 до 18:00
г. Новосибирск, Гоголя 204/1
 
Оставьте свой номер телефона, и мы перезвоним вам
Или свяжитесь с нами самостоятельно
+ 7 (923) 147-84-07

Что такое самостимуляция у детей с аутизмом

Многие дети с РАС ведут себя необычно — хлопают в ладоши, прыгают, раскачиваются вперед и назад, кружатся, выкрикивают одни и те же слова и фразы. Такое поведение называется «самостимуляция» или «стим» (сокращенно от слова «самостимуляция»).
Почему же дети с РАС занимаются самостимуляцией?

1) Так ребенок пытается успокоиться и расслабиться, если переутомился.

Справиться с эмоциями, если началась сенсорная перегрузка. Ее может вызвать, например, слишком яркий свет, шум, изменение привычного расписания или новое место.

2) Иногда дети испытывают приятные ощущения во время самостимуляции — например, когда грызут свои игрушки, вещи или издают звуки, приятные их слуху.

Непонятные действия вызывают недоумение окружающих. Родителям бывает неловко, если это происходит в общественных местах. Они озадачены тем, как справиться с этим поведением, чтобы не привлекать нежелательное внимание.

ЧТО ДЕЛАТЬ С САМОСТИМУЛЯЦИЕЙ:

1) Проведите обследование ребенка, чтобы исключить медицинские проблемы.⠀

2) Помните, что самостимуляция нужна ребенку. Она — способ справиться с неприятной ситуацией или наполнить день приятными эмоциями.

Задача специалистов АВА и родителей — найти подходящий социально-приемлемый способ снижения стресса. И научить ему ребенка.

Например, после сложного дня в школе — принять расслабляющую ванну с приятными ароматами или в шумном месте самостоятельно надеть наушники и включить в плеере приятную мелодию.

Предлагайте ребенку занятия, которые дают те же ощущения, что и самостимуляция, но более привлекательные. Например, вместо бега по кругу -покружиться на карусели. Вместо прыжков с высоты — прыжки под музыку, на одной ноге, назад и вперед.

3)Подходящий способ обучения контролю эмоций — визуальное расписание, в котором есть время для сенсорной разгрузки. Например, ребенок видит в расписании — умываться, чистить зубы, завтракать, заниматься, а потом — прыгать на батуте 30 минут. Подробно про визуальное расписание мы писали ранее.

4) Снять сенсорное напряжение помогает спорт, например, бассейн. Понаблюдайте, какая физическая нагрузка нравится вашему ребенку, подберите подходящий вид спорта и включите занятия в расписание на регулярной основе.

5)Научите ребенка заниматься самостимуляцией только в определенном месте. Например, ребенок трясет руками — научите делать это в своей комнате.

Выделите в доме тихий уголок, где ребенок может уединиться и отдохнуть. Разместите там предметы, которые помогут успокоиться — кресло-мешок, подушки, большие мячи. Карточку с изображением этого места можно использовать в расписании и в течение всего дня.

6) Поощряйте за хорошее, приемлемое поведение.

Самостимуляция может мешать ребенку обучаться и взаимодействовать с другими людьми. А в некоторых случаях ребенок может нанести себе вред во время самостимуляции. Например, когда бьет себя по голове или прыгает с высоты.

Изучение и анализ поведения позволят точно понять, есть ли необходимость в замещении или перенаправлении поведения.
Made on
Tilda