Коррекция поведенческих нарушений, обучение, абилитация и развитие детей и подростков с ОВЗ
г. Новосибирск, Римского-Корсакова 1-ый переулок, 3/ 1
novosibirsk.centr@gmail.com
Пн-Пт с 9:00 до 18:00
г. Новосибирск, Гоголя 204/1
 
Оставьте свой номер телефона, и мы перезвоним вам
Или свяжитесь с нами самостоятельно
+ 7 (923) 147-84-07

Что такое ресурсный класс

Ресурсный класс (РК) – помещение в школе, где дети с аутизмом получают дополнительную помощь. Место, где есть необходимые ресурсы — специалисты, методики, специально организованная среда. РК – это не отдельный коллектив детей, а зона, где ученики готовятся к обучению в обычном классе.

Ученики зачисляются в общеобразовательный класс, но учиться начинают в РК. В ресурсной зоне могут заниматься, например, Ваня из 1-го «а», Маша из 2-го «в». У каждого ребенка – индивидуальная адаптированная программа.

Дети с аутизмом сначала в ресурсной зоне учатся правилам учебного поведения — слушать учителя, взаимодействовать со сверстниками. Затем постепенно выходят в общеобразовательные классы вместе с тьютором — индивидуальным помощником. Это могут быть 10 минут на физкультуре или 20 минут на музыке. Всё зависит от индивидуальных возможностей каждого.Тьютор помогает ученику выполнять задания, обращать внимание на учителя, выполнять групповые инструкции.

В течение учебного дня у учеников бывают:


- индивидуальные и групповые занятия в ресурсном классе;


- уроки в общеобразовательном классе;


- коррекционные занятия с логопедом, психологом, дефектологом.


В зоне сенсорной разгрузки ребенок может переключиться, восстановить свое эмоциональное состояние. Например, попрыгать на батуте или полежать под специальным утяжеленным одеялом.

Дети из ресурсного класса посещают общешкольные мероприятия — праздники, концерты. Участвуют в соревнованиях. Приглашают нейротипичных сверстников в ресурсный класс. Все вместе играют на переменах, ходят в столовую, выезжают на экскурсии.

Команда ресурсного класса: учитель, тьютор для каждого ребенка, куратор и супервизор. Образовательный процесс основанна применении прикладного анализа поведения (АВА). Эффективность и безопасность этого подхода многократно доказана.


Ведущие роли в тестировании детей, написании индивидуальных программ обучения играют куратор и супервизор. Российские школы пока не включают этих специалистов в штат. Но без них невозможно обучение детей с аутизмом. Куратор и супервизор — дипломированные педагоги, которые обладают обширными знаниями и богатым опытом в области ПАП.

Подробно, как устроен ресурсный класс, можно прочитать в методическом пособии «Ресурсный класс» на сайте фонда «Выход»: https://outfund.ru/publikacii-fonda-vyxod/


ЗАЧЕМ НУЖЕН РК?


Детям с аутизмом трудно общаться и понимать других людей. Иногда они не проявляют интереса к остальным детям и избегают их компании. Но, вопреки распространенному мнению, особые дети не живут в отдельном мире. Они хотят общаться, просто не знают, как это делать.Чтобы ребенку с аутизмом научиться жить в нашем мире, ему нужно находиться в среде обычных детей. Школа — идеальное место, чтобы учиться знакомиться, дружить, понимать правила общения и игры.

Главная цель пребывания в школе —быть среди сверстников, взаимодействовать с ними. В будущем это поможет ребенку с аутизмом избежать изоляции. Появится шанс получить дальнейшее образование, найти себя в профессии и успешно адаптироваться в жизни.


ЗАЧЕМ ВКЛЮЧАТЬ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ В КОЛЛЕКТИВ НЕЙРОТИПИЧНЫХ СВЕРСТНИКОВ?


Обычные сверстники — это пример для подражания. Обучение в массовой школедает возможность ребенку с особенностями чувствовать себя обычным, таким же, как его друзья, одноклассники, мальчишки и девчонки во дворе.


Ребенку с РАС сложно объяснить такие понятия, как дружба,компания, радость, общие интересы. Лучше всего понять смысл этих слов он может во время наблюдения за другими ребятами, их эмоциями и действиями. Поиграть в догонялки на перемене, получить цветок от мальчика на 8 марта— бесценный опыт для детей с аутизмом.


ПОЧЕМУ ОБЫЧНЫЕ ДЕТИ НАЧИНАЮТ ЛУЧШЕ УЧИТЬСЯ, ЕСЛИ В ШКОЛЕ ЕСТЬ РК?


Исследования доказывают, что инклюзия выгодна и для детей без особенностей. Дети учатся заботиться и поддерживать друг друга. Начинают воспринимать человеческие различия спокойно. Проявляют участие к окружающим. Понимают, что у каждого есть свои сильные и слабые стороны. В будущем такие дети не будут делить людей на «нормальных» и «инвалидов». Не станут обзывать других «очкариком» или «толстым».


В школах, где работает РК, педагоги получают новые профессиональные навыки. Эти знания помогают улучшить успеваемость и нейротипичных детей. Дети, которые учатся вместе с особыми сверстниками, более заинтересованы и активны. Лучше усваивают учебный материал.


КАК ПОПАСТЬ В РЕСУРСНЫЙ КЛАСС?


Большую часть ресурсных классов в России создают сами родители. Они объединяются, регистрируют АНО — автономные некоммерческие организации. Согласовывают открытие РК с Департаментом образования. Привлекают благотворительные фонды и частных спонсоров, чтобы оснастить класс. Ищут специалистов и обучают их. Это сложный процесс. Но общественные организации, в том числе АНО «Диада+1», работают над тем, чтобы ресурсные классы создавали не родители, а государство.


На сегодняшний день в России около 100 ресурсных классов. В Новосибирске и области открыты и успешно работают 9 ресурсных классов, созданные организациями «Диада+1», «Атмосфера», «Ресурс», «Горизонт», «Рассвет».

АССОЦИАЦИЯ "АУТИЗМ-РЕГИОНЫ"


https://autismregions.ru/


Объединяет некоммерческие родительские организации со всей России. Поддерживает НКО, которые собираются открывать ресурсные классы. В группе Ассоциации «Аутизм-регионы» в Фейсбук вы узнаете, как правильно организовать обучение детей с РАС. Получите ответы от опытных родителей.

Made on
Tilda