Коррекция поведенческих нарушений, обучение, абилитация и развитие детей и подростков с ОВЗ
г. Новосибирск, Римского-Корсакова 1-ый переулок, 3/ 1
novosibirsk.centr@gmail.com
Пн-Пт с 9:00 до 18:00
г. Новосибирск, Гоголя 204/1
 
Оставьте свой номер телефона, и мы перезвоним вам
Или свяжитесь с нами самостоятельно
+ 7 (923) 147-84-07

Что делать, если ребенку ничего не интересно

В прикладном анализе поведения главную роль играет мотивация ребенка и система поощрения успеха. С помощью поощрения можно изменить поведение и обучить ребенка новым навыкам.

Нужное поведение педагоги и родители всегда поощряют. Поощрение следует за поведением и повышает вероятность возникновения этого поведения снова. Это обязательно что-то значимое и ценное для ребенка. Мотивационный стимул не должен быть в свободном доступе. Только так можно повысить его ценность для ребенка.


Специалисты постоянно подбирают поощрения индивидуально для каждого ребенка. Наблюдают к чему он проявляет интерес. Проводят тестирование мотивационных стимулов в начале каждого занятия. Родители заполняют опросники и анкеты. Для эффективной работы поощрений должно быть много. Их нужно менять, обновлять, поддерживать ценность для ребенка. Терапист должен обладать богатой фантазией.

«Найти эффективное подкрепление — это самое важное в нашей работе. Мы всеми возможными способами ищем мотивацию. Обязательно подключаем в процесс родителей. Если сложно подобрать поощрение, то привлекаем даже тех коллег, которые не работают с ребенком. Общими усилиями находим варианты», — рассказала куратор центра «Диада+» Татьяна Арцибасова.


ВИДЫ ПООЩРЕНИЙ


1. ПИЩЕВЫЕ. Например: любимые конфеты, хлебцы, печенье. Еда — удобный поощритель, т.к. тераписты выдают только очень маленькие кусочки.

2. ПРЕДМЕТНЫЕ. Например: мягкие игрушки, детская посуда, кубики, машинка, паровозик.

3. ДВИГАТЕЛЬНЫЕ. Например: прыгать на батуте, прыгать на батуте и одновременно закидывать мяч в кольцо, прыгать на мяче, прыгать через резинку, лазить на шведской стенке, подтягиваться на кольцах, пинать мяч, кувыркаться.

4. СЕНСОРНЫЕ ПООЩРЕНИЯ. В свою очередь, они делятся на подвиды:

• Аудиальные: музыкальные книжки, колокольчики, звенящий мяч, детский телефон, погремушки, свистки, музыкальная шкатулка, различные музыкальные инструменты — маракасы, бубен, металлофон и др.

• Визуальные: калейдоскоп, фонарик, фольга, елочная мишура, зеркальце, цветные платочки, пузырьковая колонна, световые картины и др.

• Тактильные: массаж, щекотка, крепкие объятия, бассейн с шариками, кинетический песок, шнуровки, застежки, крючочки, сенсорная дорожка для ног (пришить пуговицы, приклеить камешки, деревянные отшлифованные брусочки), массажный коврик, емкости с крупами, щетки, массажные варежки и др.

• Обонятельные: флакончики с запахами, пакетики со специями, тряпичные куклы, набитые сухими травами, ароматные саше и др.

5. СОЦИАЛЬНЫЕ. Например: похвала, улыбка и восхищенное лицо педагога, радостный возглас «Дай пять!»

Социальные поощрения изначально не имеют ценности для большинства детей с аутизмом. Но специалисты и родители стремятся к тому, чтобы поощрение становилось максимально обычным — радость мамы, гордость ребенка за самого себя. Ориентир — нормотипичные сверстники.


Также тераписты часто используют промежуточные поощрения. В прикладном анализе поведения они называются «жетоны». Жетонами могут быть наклейки, пуговицы, магниты, камешки и др. Когда ребенок наберет нужное количество жетонов, он получит то, за что работал (например, покачаться в гамаке, полежать в бассейне с шариками, 5 минут посмотреть мультик на планшете). Жетоны наглядно показывают ребенку, сколько осталось сделать заданий, чтобы получить вознаграждение.

За самые сложные задания и самостоятельные реакции специалисты предоставляют самые сильные и желаемые для ребенка поощрения.


Очень часто ребенка с РАС может заинтересовать что-то неожиданное и совсем недорогое. Например, крутить веревочку или махать ленточкой, рвать газету или просто держать в руках тазик.

Специалисты «Диада+» рассказали, что у ребят из центра есть необычные поощрения. Кто-то из детей любит смотреть как крутится барабан стиральной машины. Кому-то интересно наблюдать как педагог рисует микроволновую печь. Другому ребенку нравится слушать голос диктора, который объявляет названия остановок в транспорте. А одна девочка обожает, когда ей говорят: «Ба-бах».

Made on
Tilda