Коррекция поведенческих нарушений, обучение, абилитация и развитие детей и подростков с ОВЗ
г. Новосибирск, Римского-Корсакова 1-ый переулок, 3/ 1
novosibirsk.centr@gmail.com
Пн-Пт с 9:00 до 18:00
г. Новосибирск, Гоголя 204/1
 
Оставьте свой номер телефона, и мы перезвоним вам
Или свяжитесь с нами самостоятельно
+ 7 (923) 147-84-07

Как научить играть ребенка с аутизмом

Игра очень важна для развития ребенка. Играя, дети учатся, изучают мир вокруг. Через игру формируются навыки социализации. Ребенок учится выполнять действия по очереди. Сотрудничать с окружающими. Развиваются бытовые навыки.

Дети с аутизмом, как и все остальные дети, любят играть. Но, чаще всего, делают это нестандартно. В качестве игрушек могут использовать необычные предметы. Зацикливаются на деталях. Интересы ограничены. Часто игра строится по шаблону. Например, ребенок может выстраивать предметы в одной и той же последовательности.


Чтобы освоить более сложные навыки, игровую деятельность нужно развивать — от простого к сложному. Родители могут в этом помочь.


Приводим несколько рекомендаций, как организовать игровой процесс.

1. Используйте то, что нравится ребенку, чтобы пробудить интерес к новым занятиям. Если ребенок увлечен динозаврами, то можно предложить ему раскраски или пазлы с динозаврами. Любителям морских обитателей, возможно, захочется вылепить этих существ из пластилина.

2. Структурируйте игру. Сделайте визуальное расписание -этапы игры в картинках или фотографиях. Это снизит тревожность и поможет ребенку понять, какие действия нужны для достижения конечной цели игры. Помогайте ребенку на каждом этапе. Постепенно уменьшайте объем помощи.

3. Хвалите ребенка после каждого выполненного действия. Если необходимо — поощряйте дополнительно. Например, если ребенок любит прыгать на мяче, то можно предоставлять такое поощрение после каждого этапа. Это подарит положительные эмоции. Стимулирует к продолжению подобных игр.

4. Для развития навыков социального взаимодействия особенно важны сюжетно-ролевые игры. Начинайте с простых действий — например, укладывание куклы спать. Раздеваем куклу, кладем в кровать. Укрываем одеялом. Говорим: «Спокойной ночи, кукла Маша!»

Постепенно усложняйте игру. Разбивайте на отдельные шаги. Включайтесь в игру сами. Проигрывайте сюжеты. Используйте соответствующие атрибуты. Например, игра «Поликлиника». Ребенок может примерить роль пациента. Мама — врач, проводит осмотр. Выписывает лекарства. Подобные игры помогут адаптироваться к разным ситуациям в жизни.

5. Поручайте ребенку различные домашние дела. Пусть помогает вам стирать — подает белье из корзины и складывает в стиральную машину. Участвует в уборке квартиры — протирает пыль или пылесосит. Превращайте любые действия в игру. Используйте любую возможность для взаимодействия с ребенком.

6. Учитывайте сенсорные трудности ребенка. Избегайте перегрузки. Игра не должна быть слишком долгой.

7. По мере развития игровых навыков, постепенно включайте ребенка во взаимодействие со сверстниками. Сначала — простые игры. Например, совместная постройка башни, лото.

Далее — более сложные сюжетно-ролевые игры. Например, игра в «Магазин». Распределяются роли — продавец и покупатели. Дети разыгрывают вымышленную ситуацию: выбирают товары, оплачивают на кассе.

После можно пробовать играть в командные игры — футбол, эстафеты. Это сложные, но крайне полезные игры. Они помогут научиться имитировать действия, соблюдать очередность, работать сообща.

Правила игры можно объяснить с помощью визуального расписания или социальных историй (рассказ в картинках). Будьте рядом. Направляйте ребенка.

Важно, чтобы обычные дети не игнорировали ребенка с аутизмом. Заранее расскажите им о его особенностях. Попросите их помощи. Тогда дети будут чувствовать ответственность и отнесутся к ситуации с пониманием.


В развитии игровых навыков помощь должна быть планомерной и структурированной. У вас обязательно получится.

Made on
Tilda