Коррекция поведенческих нарушений, обучение, абилитация и развитие детей и подростков с ОВЗ
г. Новосибирск, Римского-Корсакова 1-ый переулок, 3/ 1
novosibirsk.centr@gmail.com
Пн-Пт с 9:00 до 18:00
г. Новосибирск, Гоголя 204/1
 
Оставьте свой номер телефона, и мы перезвоним вам
Или свяжитесь с нами самостоятельно
+ 7 (923) 147-84-07

Что такое аутизм. Основные признаки

Аутизм — это нарушение развития. Влияет на мышление, восприятие окружающего мира, социальные навыки и поведение человека.

РАС (расстройства аутистического спектра) — термин, который охватывает всё, что касается аутизма. Это любые виды аутизма. Термины «РАС» и «аутизм» — синонимы.

Информация об аутизме очень противоречива. Ученые пока не знают причин его возникновения. Симптомов и проявлений много. Люди с аутизмом сильно отличаются друг от друга, как и все остальные люди.


В настоящее время специалисты ориентируются на критерии МКБ-10 (международная классификация болезней 10-го пересмотра). Выделяют «триаду нарушений» — главные признаки аутизма.


• НАРУШЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Ребенок не проявляет интерес к другим детям, не обращает внимания, не замечает. Сложно дружить, делиться игрушками, присоединяться к игре, понять правила, ждать своей очереди. Некоторые дети не дают к себе прикасаться. Родители не могут обнять, поцеловать.

• НАРУШЕНИЯ КОММУНИКАЦИИ

Одни дети с аутизмом начинают говорить позже других. Другие совсем не говорят. Третьи говорят, но не используют речь для диалога — повторяют фразы и слова из любимых мультфильмов или рекламы. Плохо понимают речь окружающих. Иногда кажется, что ребенок не слышит.

• ОГРАНИЧЕННЫЕ, ПОВТОРЯЮЩИЕСЯ ТИПЫ ПОВЕДЕНИЯ, ИНТЕРЕСОВ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ребенок играет предметами вместо игрушек, крутит в руках. Расставляет их в ряды. Раскладывает одежду в кучки. С трудом воспринимает изменения привычного расписания или маршрута — плачет, кричит. Часто хлопает в ладоши, раскачивается, кружится, трясет руками, бегает по кругу или из стороны в сторону, закрывает уши, хлопает дверьми, включает и выключает свет и другое.

В МКБ-10 есть такие диагнозы:

1) ДЕТСКИЙ АУТИЗМ

Это нарушения во всех трех областях:

  • Нарушение социального взаимодействия.
  • Нарушение коммуникации.
  • Ограниченные интересы, повторяющееся поведение.

Симптомы проявляются до 3-х лет

2) АТИПИЧНЫЙ АУТИЗМ

Есть нарушения социального взаимодействия. Остальные проявления могут быть не сильно выражены или их может не быть совсем. Разный уровень развития речи. Возможно первое проявление симптомов до и после 3-х лет.

3) СИНДРОМ АСПЕРГЕРА

Есть нарушения социального взаимодействия (например, трудно поддержать диалог, проблемы зрительного контакта, не понимает шутки). Зацикливается на какой-то определенной теме — например, динозавры, космос, марки машин.

Но речь развивается в норме.

Чаще всего этот диагноз специалисты ставят ближе к школьному возрасту. Некоторые симптомы можно заметить уже в первые годы жизни ребенка.

Эти диагнозы объединяет одно — трудно взаимодействовать с внешним миром

Еще у большинства детей с аутизмом есть сенсорные трудности. Например, гиперчувствительность к свету, звуку, прикосновениям, запахам. Некоторые не переносят определенные виды ткани. А у кого-то, наоборот, чувствительность снижена. Такой ребенок может не почувствовать боль от ушиба.

У детей с РАС часто есть дополнительные проблемы:

• СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)

• Расстройства сна

• Нарушения моторики

• Проблемы с пищеварением

• Аллергии

• Эпилепсия

Показатель интеллекта никак не связан с диагнозом. Уровень развития у детей с аутизмом совершенно разный.

В России официальный диагноз ставит психиатр, только на основании наблюдения за поведением ребенка. Беседует с родителями. Собирает информацию о развитии.

Есть такие инструменты диагностики, как тестирование ADOS, опросники M-CHAT и ADI-R. Об этом — в следующем посте.

Made on
Tilda