История Евгении и ее семьи

ИСТОРИЯ ЕВГЕНИИ И ЕЁ СЕМЬИ

Особый ребенок становится центром семьи, требует повышенного внимания. И, если есть другие дети, то они могут испытывать ревность или раздражение, обиду или чувство вины. В семье Евгении, Ивана, Клима и Макара – по-другому.

Клим, в свои 15 лет – достойный пример и добрый друг для 9-летнего брата Макара. А для родителей – поддержка и опора.

ДОЛГОЖДАННЫЙ МЛАДШИЙ БРАТ

-Клим очень ждал рождения брата. Во время беременности помогал мне обуваться. Выполнял поручения по хозяйству, - рассказывает Евгения, мама мальчиков.

26 июня родился Макар. Вскоре Клим пошел в школу. С 3-месячным малышом на руках провожали старшего сына в первый класс.

Ближе к полугоду Макар начал следить за игрушками, поворачиваться. Тогда Клим стал проявлять к нему особенный интерес - хотелось потрогать, подержать братика на руках. Мы вместе что-нибудь придумывали. Например, подвешивали воздушные шары на потолок, картинки. Клим ложился рядом с братом, и они вместе разглядывали потолок, смеялись. Ревности мы не замечали никогда.

РАННЕЕ РАЗВИТИЕ МАКАРА НЕ ОТЛИЧАЛОСЬ ОТ РАЗВИТИЯ ЕГО БРАТА

Часто можно услышать, что дети с аутизмом уже с рождения развиваются по-особенному. Но это не всегда так.

- Мы пересматриваем видео с маленьким Макаром. Он агукал, танцевал в своей кроватке. Любил слушать музыкальный мобиль. Реагировал на нас, улыбался. Совсем не был погружен в себя.

Ему нравились колеса автомобилей, их вращение. Любил смотреть на них. Но не зацикливался на этом занятии.

В ряды ничего не выстраивал. Ничего не крутил. Произносил звуки. Листал книжки. Развитие Макара не отличалось от развития брата.

ПЕРВЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ АУТИЗМА – БЛИЖЕ К 3 ГОДАМ

- Макар хорошо отзывался на имя.Но ближе к трем годам стал откликаться через раз. Речь развивалась, но не по нормам.Он просто называл предметы.

Потом стали замечать, что ему не нравится, когда приходят чужие люди. Он некоторых брал за руку, уводил к двери и говорил: «Пока, пока!»

Клим в этом возрасте был, наоборот, очень общительным. Мы считали в то время, что у младшего сына просто другой характер.

С ДРУЗЬЯМИ БРАТА МАКАРУ СПОКОЙНЕЕ, ЧЕМ СО СВЕРСТНИКАМИ

-Мы живем в частном доме. Макар ходит в гости к ребятам в соседние дома. Дети понимают, что Макар особенный ребенок и присматривают за ним. Мальчик Костя всегда звонит мне, чтобы я не волновалась: «Тетя Женя, Макар у нас. Смотрит мультик». Друг Тимофей спрашивает, почему Макар неправильно говорит. Я объясняю, что так бывает, и он просто еще не все слова знает, но обязательно всему научится.

У себя принимать друзей Макар не любит. Опасается, что дети помладше претендуют на его территорию, игрушки, ноутбук. Кто-нибудь из детей говорит: «Макар, я хочу к тебе в гости, пошли играть!». Макар отвечает: «До свидания!»

С друзьями брата Макару спокойнее, чем со сверстниками. Взрослые мальчики не трогают его игрушки, у них совсем другие интересы. Он заходит к Климу в комнату, наблюдает за ними. Иногда даже обращается за помощью. Например, просит помочь пройти уровень в икс-бокс.

КЛИМ УМЕЕТ ОБЩАТЬСЯ С БРАТОМ И ДАЖЕ ЗНАЕТ ПРИЕМЫ АВА-ТЕРАПИИ

Когда Макару было 4 года, он начал заниматься в Центре "Диада+". Родители старались дома закреплять знания, полученные на занятиях.

- Мы постоянно говорили младшему сыну: «Повтори! Попроси красиво!» Климу это было не всегда понятно. Мы с мужем объясняли, что Макар немножко другой, ему нужно больше внимания.

Клим теперь знает, как общаться с Макаром. Многому научился. Использует необходимые приемы. Например, Макар срочно захотел поесть печенье. Клим говорит: «Сейчас 15:00. Вот когда будет 15:20, я тебе его дам». Брат может предупредить нежелательное поведение Макара – крики, плач. Знает всё, что ему нравится, чем его можно мотивировать.

Клим знает, что у брата определенный режим приема пищи. И, в отсутствие родителей, соблюдает его. По времени предлагает ему покушать.

Часто гуляют вместе, ходят в магазин. Макар иногда ворчит. Ему не нравится, что мы с Климом можем долго о чем-то говорить. А старший брат подойдет и поцелует его: «Да, Макарик, я тебя тоже люблю!»

Если Макар не может что-то сделать сам, зовет брата. Он четко понимает, что раз не справляется, то нужно позвать кого-то.

МАКАР НАУЧИЛ БРАТА ДОБРОТЕ И ТЕРПЕНИЮ

Благодаря особенному брату, Клим и к другим детям относится по-доброму.

-В начальной школе с Климом учился мальчик с особенностями. Клим поддерживал его. Не позволял другим детям смеяться и издеваться над ним. Вместе делали домашнее задание. Ходили кататься на каток.

На одном из родительских собраний директор школы сказала: «Хочется поблагодарить родителей Клима. Он как будто негласно взял ответственность за особенного одноклассника».

«АУТИЗМ НЕ СТАЛ ДЛЯ МЕНЯ ПОТРЯСЕНИЕМ ИЛИ ГОРЕМ».

Мы побеседовали и с самим Климом.

- Я сначала вообще ничего не подозревал. Брат был обычным ребенком. Обычно на всё реагировал. Сейчас я знаю, что такое аутизм. Например, если таким детям что-то нравится, они начинают прыгать, трясти руками. У моего младшего брата этого не было. Я и не подозревал об его особенностях.

Потом родители сказали, что у брата аутизм и объяснили что это. Я принял ситуацию. Это не было для меня потрясением или горем. Мы как жили, так продолжили жить. Только появились новые занятия с братом, новые заботы.

Например, я иногда испытываю беспокойство, когда родители меня оставляют одного с Макаром. Например, в торговом центре. Я думаю: «Только не начинай, дружище!»

В автобусе тоже непросто. Я переживаю, что брат начнет там кричать. А ведь едут уставшие люди с работы.

ПЛЮСЫ АУТИЗМА

- Мы стали смотреть на вещи более позитивно. Стали относиться ко всему проще. У нас развивается креативное мышление. Появляется всё больше опыта для взаимодействия с разными людьми.

Мой младший брат видит во всём что-то хорошее. Он не умеет лукавить. Выражает свои эмоции открыто. А ведь так гораздо проще самому жить, если ты не будешь никому лгать.