Развенчиваем мифы об АВА

09.12.2019 00:00
Развенчиваем мифы об АВА

РАЗВЕНЧИВАЕМ МИФЫ ОБ АВА

Прикладной анализ поведения (АВА) окружен негативными мифами. Обычно их транслируют те, кто никогда не изучал методику или столкнулся с некачественными услугами.

Мы развенчаем три самых распространенных вымысла.

1. «АВА — ЭТО ДРЕССИРОВКА. РЕБЕНОК РАБОТАЕТ ЗА КОНФЕТКУ".

Это неверно!

Дрессируя животных, люди учат их тому, что не соответствует их природе. Например, медведя учат играть на балалайке. Слон крутит хоботом обруч. Для животных это противоестественно.

Ребенок же с помощью АВА учится, в первую очередь, жизненно важным навыкам — обращаться с просьбой, одеваться, ходить в туалет. Общаться, спокойно реагировать на изменения, находиться среди людей. Главная цель занятий — улучшить уровень жизни.

Что касается поощрения, то любое поведение всегда чем-то подкрепляется. Люди ходят на работу, чтобы получить зарплату. Спортсмены тренируются, чтобы завоевать медаль на соревнованиях. Бабушка готовит борщ, чтобы порадовать внука вкусным обедом и услышать «спасибо».

Социальная похвала и одобрение изначально не имеют ценности для большинства детей с аутизмом. Поэтому АВА-специалисты используют подкрепление, которое предварительно тестируют с ребенком. И это не обязательно сладости или другая еда.

Поощрением может быть всё, что угодно. Это игры и игрушки, любимые действия — покружиться, пощекотать, попрыгать. Например, за столом разложил карточки по категориям «свой» — «чужой», получил перемену, песенку и прыжки на батуте. Или — хорошо себя вел в автобусе, спокойно ехал, не кричал, не пинался — мама похвалила и покачала на качелях возле дома, покатала с горки.

Для каждого ребенка поощрение свое. Тераписты и родители обращают внимание на то, что интересно ребенку. Предлагают разные интересные занятия, мотивирующие встраивают в работу.

Когда ребенок получает вознаграждение сразу после правильной реакции, повышается вероятность, что реакция повторится в будущем и закрепится, то есть станет привычной и обычной.

Постепенно обучение выходит на более высокий уровень. Для ребенка обретает ценность похвала, хорошая отметка.

2. «АВА - ЭТО ЖЁСТКИЙ МЕТОД».

Нет!

АВА-подход не приемлет наказания, принуждения и жестокость.
Педагоги создают для ребенка безопасную, комфортную среду. Выстраивают доверие и сотрудничество, формируют весь процесс обучения исходя из интересов ребенка.

А вот по отношению к тем, кто реализует программу, уместно понятие «твердость». АВА — это последовательный подход. Специалисты и родители работают как одна команда. Четко соблюдают принципы прикладного анализа поведения. Выполняют все рекомендации супервизора и куратора. Все целенаправленно двигаются к достижению результата.

3. «АВА-ПРОГРАММЫ ДЛЯ ВСЕХ ДЕТЕЙ ОДИНАКОВЫ. ИХ ПИШУТ «ПОД КОПИРКУ».

Неправильно!

Когда АВА-центр работает с соблюдением всех стандартов практики и этики, каждая программа индивидуальна. Об организации процесса работы АВА – специалистов мы писали в наших статьях. 

Тераписты тестируют ребенка, чтобы определить, как сформированы у него навыки. Над чем нужно работать.

Куратор строит программу персонально для каждого ребенка. С учетом его способностей и трудностей. Оценивает уровень развития навыков, прописывает цели и методы реализации программы. Изменяет и дополняет программу по мере продвижения ребенка.

Тераписты постоянно собирают данные, чтобы делать их анализ и отслеживать прогресс.

Программа может затрагивать разные стороны жизни — поведение, речевые, коммуникативные, игровые навыки, навыки самообслуживания.

Весь процесс обязательно контролирует супервизор.

В нашем Центре мифов нет — только наука! ????))

Теги:
Вернуться к списку