Как научить ребенка с аутизмом играть в пазлы

01.08.2021 10:41
Как научить ребенка с аутизмом играть в пазлы
КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА С АУТИЗМОМ ИГРАТЬ В ПАЗЛЫ⠀
Сегодня — интервью с Анной. Ее сыну Вове 13 лет, и у него аутизм.⠀
У большинства детей с РАС очень ограниченные интересы, трудно чем-то увлечь. Анна задалась целью научить сына собирать пазлы и у нее это отлично получилось!⠀
«Мой сын вообще не умеет играть. Просто манипулирует игрушками. По назначению до 5 лет совсем не играл. Меня тревожило, что, когда я с ним не занимаюсь, он не занят ничем. В детский сад Вова не ходил — не было возможности. В свободное время он просто лежал и смотрел в потолок, вокализировал, бродил по дому, стимился. Это поведение закреплялось», — рассказывает Анна.⠀
Анна стала предлагать Вове разные виды деятельности. Методом проб и ошибок выбрала пазлы.⠀
«Рисовать сын не любит. Конструкторы не собирал. Не интересуют, конечно, и ролевые игры — собачек и кошечек кормить не хотел, в машинки не играл, не проявлял фантазии. Решила попробовать пазлы.⠀
У меня были картонные картинки с простыми предметами — яблоко, матрешка, размером примерно 10 на 10 см. Я их разрезала вдоль. Положила перед ребенком, когда мы занимались за столом. Они были на небольшом расстоянии и лежали правильно. То есть, у ребенка была задача просто слегка пододвинуть одну картинку к другой — и она была собранной».⠀
Это был самый первый этап обучения. Анна к тому времени уже прошла первый модуль обучения ПАП и понимала его основные принципы. Обучая Вову, мама применила сначала физическую подсказку — помогала собирать «рука в руке». Постепенно подсказку уменьшала — указывала пальцем на нужную деталь, а потом просто говорила: «Собери пазл!» Также Анна успешно использовала жетонную систему.⠀
«Сын собирал жетоны и получал свое поощрение. Когда он стал спокойно справляться с первой задачей, я стала выкладывать две части пазла в разных вариантах — переворачивала, клала в разные стороны стола. Усложняла, чтобы нужно было не просто соединить, а перевернуть, совместить ровно. Ответ я считала правильным только тогда, когда были ровно совмещены части. Потом разрезала на 4 части, и мы также проходили весь путь от физической подсказки до вербальной».⠀
На следующем этапе Анна разрезала картинки уже на 6 частей. Части все были ровные. «Я не резала их как пазлы. Вырезала ровными частями — прямоугольниками и квадратами, чтобы было удобно совмещать. Это проще, так как у сына было много проблем с мелкой моторикой. Какие-то вещи он делал прекрасно, а какие-то не мог сопоставить. Потом взяла другую картинку, разрезала, повторила всё то же самое, разрезала по диагонали какие-то части. То есть, они были визуально разные — нужно было сообразить, куда поставить детали. Точно также, как на предыдущих этапах, помогала физически, потом применяла жестовую подсказку».⠀
Затем мама купила для Вовы простой настоящий макси-пазл из двух-трех элементов. «Задача усложнилась, потому что он привык сдвигать элементы, а здесь нужно было одну часть положить на другую и сделать движение, которое защелкивает замочек — как во всех пазлах. Сначала я учила собирать пазл из 2-3 деталей, потом купила пазл из 5-ти и так далее. ⠀
Сейчас Вова собирает 360 частей. Причем, можно дать ему новый пазл и не подсказывать, не контролировать. Он сам сядет и будет его собирать. ⠀
Анна объяснила, что главное — не торопиться и каждый этап доводить до совершенства. «Ты ему даешь задание, и он легко его выполняет, потому что делал его уже много раз. Он доволен собой, ты его хвалишь. И только потом, когда для него это уже стало легкой деятельностью, начинаешь усложнять».⠀
Примерно через год таких регулярных занятий Вова стал собирать пазлы сам, по собственному желанию, с удовольствием.⠀
«Я просыпаюсь, захожу к нему в комнату и вижу, что сын сам выбрал пазл, и собирает. Это была задача, которую мы достигли. Сейчас, когда у ребенка есть свободное время, он проводит его интересно. Я всегда его поощряю».⠀
Анна и ее муж продолжают развивать у сына навык собирания пазлов. 360 деталей — это новый этап. «В прошлом году было 260, до этого 160. Цифры эти зависят от производителя. Просто делают такие пазлы – 30 частей, 60, 100, 160, 260, 280 и 360 элементов».⠀
У Вовы уже огромная коллекция интересных и красивых пазлов, с разным количеством фрагментов, разной тематики.⠀
«Закупаем новые пазлы раз в три месяца. Я еду в магазин «Стадион игрушек», там очень большой выбор. Можно на сайте заказать, есть доставка. Но мне нравится выбирать, видеть качество. Нужно, чтобы хватало надолго и было приятно тактильно. Мне кажется, мы там всё скупили. Очень радуюсь, когда появляется что-то новое. ⠀
К уже освоенным пазлам сын периодически возвращается. Одна часть коллекции хранится дома, другая — на даче, третья — у бабушки. Поэтому ребенок успевает соскучиться по ним.⠀
В приоритете у сына пазлы с героями советских мультиков — «Трое из Простоквашино», «Ну, погоди!», «По дороге с облаками», «Крокодил Гена». Есть пазлы с героями мультфильма «Смешарики». А еще нравятся пазлы-картины, на которых пейзажи, например, улица Венеции или Франции, какие-то водоемы. То есть, это пазлы с множеством мелких деталей.⠀
Мы продолжаем развивать уже достигнутое, поощрять. Навык собирания пазлов для Вовы оказался не самым сложным, но продуктивным».⠀
Польза навыка:⠀
формирует самостоятельную, продуктивную, социально приемлемую деятельность;⠀
воспитывает усидчивость и внимательность;⠀
развивает мелкую моторику;⠀
дает возможность продолжать и усложнять — всегда есть, куда расти. ⠀
«Вова может долго сидеть за столом и спокойно выполнять свою работу, не нервничая, не вскакивая. Никогда не бросает детали, если что-то не получается. Просит помощи: «Помоги!» Мы с мужем помогаем.⠀
Я могу взять с собой небольшой пазл на 60 частей, например, в поликлинику или в дорогу. Вова сидит и спокойно их собирает. Это спасает от траты лишних нервов, и время ожидания проходит быстрее и легче».⠀
Теги:
Вернуться к списку