Что такое самостимуляция у детей с аутизмом

01.03.2021 10:45
Что такое самостимуляция у детей с аутизмом

ЧТО ТАКОЕ САМОСТИМУЛЯЦИЯ У ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ⠀

Многие дети с РАС ведут себя необычно — хлопают в ладоши, прыгают, раскачиваются вперед и назад, кружатся, выкрикивают одни и те же слова и фразы. Такое поведение называется «самостимуляция» или «стим» (сокращенно от слова «самостимуляция»).

Почему же дети с РАС занимаются самостимуляцией?⠀

1) Так ребенок пытается успокоиться и расслабиться, если переутомился.

Справиться с эмоциями, если началась сенсорная перегрузка. Ее может вызвать, например, слишком яркий свет, шум, изменение привычного расписания или новое место.  ⠀

2 ) Иногда дети испытывают приятные ощущения во время самостимуляции — например, когда грызут свои игрушки, вещи или издают звуки, приятные их слуху. ⠀

Непонятные действия вызывают недоумение окружающих. Родителям бывает неловко, если это происходит в общественных местах. Они озадачены тем, как справиться с этим поведением, чтобы не привлекать нежелательное внимание. ⠀

ЧТО ДЕЛАТЬ С САМОСТИМУЛЯЦИЕЙ:⠀

1) Проведите обследование ребенка, чтобы исключить медицинские проблемы.⠀

2) Помните, что самостимуляция нужна ребенку. Она — способ справиться с неприятной ситуацией или наполнить день приятными эмоциями.⠀

Задача специалистов АВА и родителей -   найти подходящий социально-приемлемый способ снижения стресса. И научить ему ребенка.⠀

Например, после сложного дня в школе — принять расслабляющую ванну с приятными ароматами или в шумном месте самостоятельно надеть наушники и включить в плеере приятную мелодию. ⠀

Предлагайте ребенку занятия, которые дают те же ощущения, что и самостимуляция, но более привлекательные. Например, вместо бега по кругу –покружиться на карусели. Вместо прыжков с высоты – прыжки под музыку, на одной ноге, назад и вперед.⠀

3)Подходящий способ обучения контролю эмоций — визуальное расписание, в котором есть время для сенсорной разгрузки. Например, ребенок видит в расписании — умываться, чистить зубы, завтракать, заниматься, а потом — прыгать на батуте 30 минут. Подробно про визуальное расписание мы писали ранее.⠀

4) Снять сенсорное напряж ение помогает спорт, например, бассейн. Понаблюдайте, какая физическая нагрузка нравится вашему ребенку, подберите подходящий вид спорта и включите занятия в расписание на регулярной основе.⠀

5)Научите ребенка заниматься самостимуляцией только в определенном месте.  Например, ребенок трясет руками – научите делать это в своей комнате. ⠀

Выделите в доме тихий уголок, где ребенок может уединиться и отдохнуть. Разместите там предметы, которые помогут успокоиться – кресло-мешок, подушки, большие мячи.  Карточку с  изображением  этого места  можно использовать в расписании и в течение всего дня. ⠀

6) Поощряйте за хорошее, приемлемое поведение.

Самостимуляция может мешать ребенку обучаться и взаимодействовать с другими людьми. А в некоторых случаях ребенок может нанести себе вред во время самостимуляции. Например, когда бьет себя по голове или прыгает с высоты. ⠀

Изучение и анализ поведения позволят точно понять, есть ли необходимость в замещении или перенаправлении поведения.

Теги:
Вернуться к списку