5 этапов работы с ребенком

1 Знакомимся с семьей на консультации

Руководитель Центра Наталия Мальтинская проводит первую встречу.

“Я выслушиваю историю родителей, узнаю, как малыш развивался, как реагировал на близких, когда заметили необычное поведение. Спрашиваю, что сейчас больше всего волнует и над чем в первую очередь нужно поработать — это называется “родительский запрос”.

Часто мама и папа говорят: “Мы не понимаем почему он капризничает, почему у него такой сложный характер”. Я объясняю, что, возможно, малыш не воспринимает речь. Если бы он мог попросить и ответить, то капризов бы не было. В нашем Центре мы обучаем детей навыкам просьбы и называния предметов.

В течение часа я наблюдаю за ребенком. Объясняю родителям, как методы АВА могут помочь наладить общение с ним. Рассказываю о принципах работы Центра и специалистах”.

Родители заполняют анкеты, чтобы обозначить основные проблемы в поведении и развитии.


2 Тестируем первоначальные навыки ребенка

Тестирование необходимо для того чтобы определить текущий уровень навыков ребенка, его сильные и слабые стороны, есть ли нежелательное поведение и какова его функция.

Для этого разработаны специальные международные тесты VB-MAPP или ABLLS-R. Они помогают оценить коммуникативные навыки, способность понимать речь, повторять за взрослым, называть предметы, участвовать в игре и другие.

Терапист проводит тестирование в течение 1—3-х недель. Результаты помогут определить направления работы.


3 Составляем индивидуальную программу

Куратор пишет программу развития, которая строится на четко поставленных целях обучения.

Специалист анализирует:

  • итоги тестирования,
  • пожелания родителей,
  • данные анкет,
  • результаты прямого наблюдения.

На первом этапе, если навыков у ребенка немного, программа включает развитие навыков просьбы, понимания речи, имитации (умение повторять за другим) и учебного поведения.

Если ребенок кричит, щипается, дерется, убегает, лежит под столом, кидается или разбрасывает предметы — это называется “нежелательное поведение”. Оно является преградой для обучения, поэтому корректируем его в первую очередь, то есть налаживаем сотрудничество с ребенком. После — приступаем к работе над другими навыками.


4 Согласовываем цели с родителями и начинаем занятия

Родители знакомятся с целями программы, согласовывают и мы начинаем занятия АВА-терапией.

Сначала они всегда индивидуальные. Когда ребенок готов, его можно включать в групповой формат обучения.


5 Отслеживаем динамику и корректируем программу

В течение занятия терапист собирает данные и вносит их в специальный бланк. Чек-листы помогают понять, эффективна ли наша работа, как быстро формируется тот или иной навык, сбалансирована ли программа.

Данные по ребенку анализируют куратор и супервизор. Если заметили, что навык идет медленно или стоит на месте — вносят корретивы. Если усвоен — сразу ставят новые цели. Ребенок переходит на следующий этап формирования навыка.