Коррекция поведенческих нарушений, обучение, абилитация и развитие детей и подростков с ОВЗ
г. Новосибирск, Римского-Корсакова 1-ый переулок, 3/ 1
novosibirsk.centr@gmail.com
Пн-Пт с 9:00 до 18:00
г. Новосибирск, Гоголя 204/1
 
Оставьте свой номер телефона, и мы перезвоним вам
Или свяжитесь с нами самостоятельно
+ 7 (923) 147-84-07

Как помочь ребенку с аутизмом стать самостоятельным

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ВИЗУАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА


Взрослые люди ежедневно используют календари, записные книжки. Опираются на указатели, дорожные знаки, вывески в супермаркетах. Всё это -визуальная поддержка. Она помогает ориентироваться в разных ситуациях. Запомнить важное.

Для детей с аутизмом визуальная поддержка особенно важна и очень эффективна. Большинство из них лучше всего воспринимает зрительную информацию.

Визуальная поддержка поможет понять, какие нужно совершать действия в определенной ситуации. Облегчит коммуникацию ребенка с другими людьми. Поможет освоить сложные навыки (например, умывание, чистка зубов). Благодаря предсказуемости действий снижается тревожность. Ребенок становится более независимым. Улучшается качество жизни всей семьи.

Существуют разные виды визуальной поддержки.


ВИЗУАЛЬНОЕ РАСПИСАНИЕ


Наглядное изображение последовательности действий. Может быть в разных формах:

• В виде предметов. Например, можно разложить детские вещи в определенном порядке. Это будет расписанием на одевание.

• В виде фотографий. Например, фото этапов занятия.

• В картинках действий или мест — нарисованных или схематичных.

• Письменное расписание. Например, список занятий на листке бумаги.

Чаще всего используется визуальное расписание в фотографиях или картинках.

Для начала можно ввести визуальное расписание на рутину — постоянные, ежедневные действия. Например, навыки гигиены, одевание, завтрак.

Разбейте расписание на этапы. Пусть их сначала будет немного — не более трех.

1. Подберите подходящие изображения. Они должны быть конкретными, без лишних объектов. Последнее изображение — это поощрение, которое ребенок получит после выполнения всех действий.

2. Прикрепите расписание на видном, доступном для ребенка месте.

3. Сначала помогайте ребенку на каждом шагу. Направляйте, указывайте его рукой на необходимый этап. После выполнения — снова подводите к расписанию, чтобы показать, что задание выполнено. Переходите к следующему.

4. Постепенно снижайте уровень помощи. Цель — ребенок должен выполнять действия самостоятельно, используя визуальное расписание.

Затем уже можно вводить расписание на занятия и другие, более сложные события. Чередуйте приятные действия и малоинтересные задачи.


ПЛАНШЕТ «СНАЧАЛА — ПОТОМ»


Это короткая последовательность — из двух изображений. На одной половине планшета — изображение того, что ребенку не очень хочется делать. На другой —то, что ребенок любит.

1. Предоставьте ребенку планшет. Дайте короткую, четкую инструкцию. Например: «Сначала почисти зубы, потом я включу мультфильм!»

2. После того, как ребенок выполнит задачу, сразу же нужно предоставить поощрение. В данном случае — мультфильм.

Такой планшет мотивирует к совершению рутинной, неинтересной или не очень приятной деятельности. Например, убрать игрушки или сходить к врачу. Помогает освоить новые навыки.


СОЦИАЛЬНЫЕ ИСТОРИИ


Это короткий рассказ с подробными иллюстрациями. Он объясняет ребенку как себя вести в различных ситуациях. Готовит к предстоящим событиям, например, поездка в поезде, посещение музея. Также поможет в освоении новых навыков —например, мытье головы, принятие душа.

1. Подберите фото или картинки. Можно использовать изображения любимых персонажей.

2. Просто и доступно составьте рассказ. Обычно он пишется от первого лица —от имени ребенка.

3. Разбейте историю на действия. Каждое действие сопроводите изображением. Опишите что, где и для чего будет происходить. Какое поведение ожидается от ребенка. Например: «Мы с мамой пойдем к врачу. Врач возьмет шпатель. Я широко открою рот. Буду спокоен, не буду кричать и драться. Врач осмотрит горло. Скажет, что я молодец. Мама будет мной гордиться».

4. Вместе с ребенком читайте и рассматривайте социальные истории столько, сколько необходимо. По мере формирования навыка, уменьшайте применение социальной истории.

Все эти пособия вы можете сделать сами или заказать и купить в интернет-магазине.

Made on
Tilda